«Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта»
mail@begemotnn.ru
(831) 213-70-93

Еще раз о вопросе распространения авторского права. Взгляд СМИ.

Помните знаменитую фразу про памятник из фильма "Джентльмены удачи": "Кто ж его посадит, он же - памятник"? Оказывается, того, кто этот памятник без ведома его автора сфотографировал, а снимок затем использовал "в коммерческих целях", можно наказать...

Об опасности "поплатиться за фото" директор Волго-Вятского филиала "Российского авторского общества" (РАО) Максим Королев рассказал нижегородским издателям и фотографам, а также представителям выставочного зала и крупнейшего в городе книжного магазина. Участники встречи собрались в музее фотографии за круглым столом по вопросам применения части четвертой Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 года.

Вопросов у присутствующих было много: что является объектом авторского права — сама скульптура или ее фотография? Если и то и другое — то может ли фотограф, запечатлевший памятник и обнаруживший использование его фотографии СМИ или издательством, также требовать защиты своих авторских прав? Кроме того, кому в такой ситуации должны платить вознаграждение граждане и юридические лица за использование объекта авторского права — РАО или непосредственно автору, и с кем нужно заключать договор о передаче исключительных авторских прав?

Представитель департамента культуры городской администрации Татьяна Баранова рассказала о практике, сложившейся при работе муниципалитета с авторами скульптур: мэрия заключает с ними договор, в соответствии с которым город может по своему усмотрению и без выплаты вознаграждения автору использовать изображение скульптуры в путеводителях, проспектах, а также при воспроизведении общих городских видов. А у автора сохраняется право на тиражирование своей скульптуры. Такой метод работы, по мнению Барановой, дает возможность городу показывать красоту нижегородских просторов гостям города.

Позиция же представителя РАО, основанная на положениях нового закона, была предельно категорична: автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. К использованию объекта авторских прав относится и его воспроизведение — то есть изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме (к которым относятся и фотографии). Таким образом, прежде чем "воспроизвести" скульптуру на фотографии для использования в дальнейшем в коммерческих целях, фотограф должен получить на это согласие автора. Но прежде он должен навести справки в РАО — не заключен ли между РАО и этим автором договор? Представители РАО сверяются в соответствующем реестре, и если такой скульптор "в списках не значится", фотограф отправляется для заключения договора или получения согласия непосредственно к автору произведения. Если же интересы автора представляет РАО — фотограф заключает договор с этой общественной организацией.

Вот любопытно только, не пропадет ли у фотографов (которые, как известно, люди творческие и плохо переносят всякого рода казенщину и рутину) в процессе получения такой "охранной грамоты" вообще желание фотографировать скульптуры и памятники Нижнего? И можно ли трактовать выпуск издательствами альбомов с фотографиями нашего города как чисто коммерческое предприятие? Ведь такие альбомы и фотографии пропагандируют и представляют Нижний — а таких изданий и так крайне мало, о чем посетовала директор "Дома книги" Вера Шанцева. Кроме того, "поплатившиеся" за свои "воспроизведения" фотографы сами являются авторами сделанных фотографий. И они тоже вправе требовать авторских отчислений за использование своих фото не в личных целях.

Сейчас нижегородский филиал РАО дотошно отслеживает всех нарушителей авторских прав, использовавших различные фотографии (и не только памятников и скульптур) в СМИ и весьма оперативно предъявляет к печатным изданиям судебные иски. И это правильно — закон нарушать нельзя. Но в стремлении искоренить нарушения авторских прав надо быть последовательными и принципиальными. Ведь почему-то в городе до сих пор открыто торгуют контрафактными DVD-дисками?

Довод директора филиала относительно того, что такой "контрафакт победить нельзя" из-за его доступной цены, показался совсем не убедительным. Думается, что дело в другом: преследовать по суду каждого конкретного издателя или фотографа гораздо проще, удобнее и спокойнее, чем воевать с теми, чьи доходы напрямую связаны с пиратскими дисками. Поэтому такие диски есть и будут.

А вот не исчезнут ли в скором времени интересные фотографии видов Нижнего со страниц наших газет и журналов — это еще вопрос...
Елена ГУБАНОВА,
адвокат
"Биржа", №49, 22.12.2008. 

24 декабря 2008