«Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги?»
mail@begemotnn.ru
(831) 213-70-93

Рецензия М. Уртминцевой на книгу «Настоящие. Поэзия»

Настоящее и настоящие

М.Г. Уртминцева, доктор филологических наук, профессор ННГУ им. Лобачевского, кафедра русской литературы.

Любая антология уже исторична; ее составитель не навязывает читателю свой вкус, он скорее (интуитивно или сознательно, это все равно) делает срез времени, обзор его творческого состояния - как мы говорим, дышим, творим, любим, как создаем внутри единственного времени атмосферу искусства.

Поэзия Нижнего Новгорода перед нами, и ее время, по ассоциации с весьма точным и образным названием антологии, - настоящее. Название здесь играет роль архетипа: символика настоящего крайне проста - мы живем здесь и сейчас, и наша поэзия - вот она, с нами.

Имена тут найдутся и известные, и не очень. «Почетней быть твердимым наизусть И списываться тайно и украдкой, При жизни быть не книгой, а тетрадкой», - сказал Максимилиан Волошин, и, возможно, был прав. Художник проверяется по лакмусу присутствия в нем истинной поэзии, чувства поэзии: именно по нему безошибочно определяется градус таланта.

Авторы, представленные в антологии, живут и работают в Нижнем Новгороде, и они находятся в его настоящем. Их поэтическая поступь скорее уверенна и спокойна, чем нервна и напряженна:

Молча сидеть над водой, не распугивать рыбу жизни,
полно вдыхая воздух, запах воды и солнца,

не обращая внимания

на то, что не стоит внимания
(Марина Кулакова)

Здесь звучат голоса поэтов среднего поколения нижегородцев, звучат и голоса молодых (В. Безденежных, Д. Ларионов). Денис Липатов и Олег Рябов соревнуются в лиризме и незамутненном, чистом взгляде на любимый мир - и этому лиризму не мешает ни чуть насмешливая интонация Липатова (но это добрая улыбка, а не жесткая ирония!), ни «пастернаковски» взволнованная, часто неподдельно-страстная музыка рябовских строф.

Отнюдь не странно встретить в антологии имя прозаика Захара Прилепина - Захар начинал как поэт, и читателю нелишне будет окунуться в мелодику этой словесной вязи, заставляющей вспомнить Мандельштама, Георгия Иванова, Павла Васильева.

От «тихой лирики» Александра Казанского до объемного симфонизма «Юродивой» Елены Крюковой, от печальных, в духе всей русской классической поэзии, философских строк Юрия Немцова до гибкой силлабики и жесткой рифмы Игоря Чурдалева - вот диапазон творчества авторов антологии, и они действительно НАСТОЯЩИЕ, как то заявлено в названии. А что может быть драгоценнее настоящего? Прошедшее становится воспоминанием. Будущее живет в мечтах.

Поэзия во все времена - принадлежность настоящего времени, и она подлинна, потому что она - продукт человеческого сердца. Сердце не искусственно, его биение невозможно подделать. В век эрзаца, копии, клона чудо подлинности с нами, и оно тем более ценно, что эта антология - часть большого литературного проекта «Нижегородское собрание сочинений», которое делает нижегородское издательство «Бегемот», таким достойным образом встречая Год литературы в России - 2015-й.