«Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги?»
mail@begemotnn.ru
(831) 213-70-93, 433-65-69

Рецензия Е. Мариновой на книгу «Настоящие. Поэзия»

Подлинность поэтических голосов

Е. В.Маринова, доктор филологических наук, профессор ННГУ им. Лобачевского, кафедра современного русского языка и общего языкознания

Антология поэзии нижегородского издательства «Бегемот» «Настоящие» (2015) - своеобразный «сундук» с сокровищами души и духа, каковым и является вся мировая поэзия, а в особенности - русская. Эта антология выходит внутри интересного и важного для российского читателя книжного проекта - «Нижегородское собрание сочинений»: взыскательный читатель может представить себе нижегородскую поэтическую панораму и найти в книге строки по сердцу.

Нижний Новгород всегда был славен писательскими именами. Поэты, творившие здесь, были известны читающей России: Борис Пильник, Нил Бирюков, Борис Корнилов, Борис Садовской, Алексей Фатьянов, Александр Люкин. Те, кто работает в Нижнем сейчас, не посрамили памяти предков. Современные нижегородские поэты показывают в антологии свои работы последних лет, и они разнообразны, интересны, неординарны, достойны внимания и обдумывания.

Поэты среднего писательского поколения - Игорь Чурдалев, Юрий Немцов, Олег Рябов - явились свидетелями ряда исторических событий, и свое осмысление картины мира они предъявляют в стихах, звучащих скорее драматично, чем элегично. Это поколение знает суровость жизни не понаслышке - их отцы воевали, на долю их самих выпали тоже непростые испытания.

Стихи - великолепное зеркало души. Поэтический взгляд обнажает сокровенное, и мы становимся свидетелями того, что нельзя повторить или сымитировать.

Давай скитаться по земле,
По бездорожью и дорогам:
Пешком, верхом, на корабле –
Воистину ходить под богом.

Воистину, куда глаза
Глядят: в туман и непогоду,
Куда укажет путь гроза
Стрелой огня по небосводу...
(Денис Липатов)

Здесь звучат голоса поэтов среднего поколения нижегородцев, звучат и голоса молодых (В. Безденежных, Д. Ларионов). Денис Липатов и Олег Рябов соревнуются в лиризме и незамутненном, чистом взгляде на любимый мир - и этому лиризму не мешает ни чуть насмешливая интонация Липатова (но это добрая улыбка, а не жесткая ирония!), ни «пастернаковски» взволнованная, часто неподдельно-страстная музыка рябовских строф.

Марина Кулакова и Юрий Немцов заставляют нас обратиться мыслью и памятью к чудесам природы, к ее вечным секретам, вспомнить пройденный человеком и человечеством путь. Захар Прилепин возвращает читателя к поэтике 1920-х годов, и этот ретро-взгляд сплетается с современным чувством трагизма, века, чреватого войнами и новыми сражениями. Елена Крюкова обращается к апологии русского юродства как к параллели чистого творчества, мощного пророчества, неуничтожимой любви. Владимир Безденежных показывает нам ландшафты души молодого человека начала 21 века на фоне типичных нижегородских пейзажей, и картина эта цельна и узнаваема.

Так калейдоскоп поэтических личностей складывает неповторимый узор времени, и здесь поэзия - как рисунок линий на человеческой ладони.

Антология действительно «настоящая» - метафора найдена удачно: это поэтическая картина сегодняшнего Нижнего, это правдивость поэтических голосов, собранных под одной крышей, и, главное, этот подлинный и убедительный аккорд попадает в унисон с голосами поэтов, звучащими сейчас в России.